Вестник БВЛ №1,
Приложение 1
Системы проведения турниров
Особенностью проводимых турниров является то, что они проходят в течение 1-го (редко – 2-х) дней и каждая из команд играет по несколько игр в день.
Как правило, при проведении подобного турнира важно не только выявить победителя, но и чтобы каждая из команд сыграла хотя бы 2-3 матча. Это повышает заинтересованность участников и более демократично по существу.
Исходя из имеющегося в наличии времени и числа заявленных команд, можно выбрать одну из приведенных ниже систем розыгрыша. При этом крайними случаями можно считать олимпийскую систему (1) и игру по круговой системе (2). Летом проведение турнира по круговой системе вполне возможно даже для довольно большого количества команд, поскольку в п/г "Юность" имеется две площадки и два длинных летних дня. Как показывает сложившаяся турнирная практика - наиболее оправдано применение комбинированных систем.
Данное приложение написано для того, чтобы легче было организовать проведение турнира.
3 команды
В круг - 3 игры. Если команд 3, то единственным способом выяснить отношения является круговой турнир. Разделение по 3 команды на группу можно практиковать при числе заявленных в турнире команд, кратных 3 (6, 9, 12 и т.п.). Причем следует соблюдать правило, что первой оба матча играет слабейшая по рейтингу команда или проигравшая в первом матче.
4 команды
В круг - 6 игр. Однако выяснить отношения внутри подгруппы возможно и за 4-5 матчей, что важно, если существует дефицит времени.
Для этого в 1-м туре команды играют между собой (желательно, посеянные согласно рейтингу) А (первая) – Г (четвертая) и Б (вторая) – В (третья).
Во 2-м туре между собой встречаются победители (допустим, А-Б) и побежденные (В-Г). Если А побеждает Б, а В - Г, то итог выглядит как 1 - А, 2 - Б, 3 - В, 4 - Г (при всего 4-х проведенных матчах), поскольку Б и В уже выяснили отношения ранее. Если А побеждает Б, а Г - В, то требуется дополнительная (5-я) игра между Г и Б. Если в этой игре побеждает Б, то итог 1 - А, 2 - Б, 3 - Г, 4 - В. Если в этой игре побеждает Г, то итог: 1 - А, 2 - Г, 3 - Б, 4 - В.
Такая система организации сократит затраты времени на проведение ненужных игр (например, между лидером и аутсайдером, которые, как правило, встречаются в последней или предпоследней игре в подгруппе, в связи с чем такая игра оказывается не интересной ни той ни другой команде). Высвободившееся таким образом время лучше отдать стыковой игре (в том случае, если подгрупп больше одной): например, команд, занявших последние или предпоследние места в разных подгруппах, что будет важно для подсчета текущего рейтинга этих команд. Таким образом, каждая команда проведет не менее трех матчей за турнир, что важно не только с точки зрения повышения мастерства и приобретения турнирного опыта, но и удовлетворения собственных амбиций и выявления текущей самооценки.
5 команд
В круг - 10 игр, каждая команда играет по 4 игры.
Если команд 5, а времени - полдня, то можно рассеять команды по рейтингу. Лидер (А) в первом туре отдыхает, другие команды играют в парах 1) Б-Д и 2) В-Г. Проигравшие играют матч 3) за 4-5 места, а выигравшие вместе с командой А разыгрывают 1-3 места в один круг: матчи 4), 5), 6). Такой турнир уложится в 6 игр, а каждая из команд сыграет не менее 2 матчей.
После первого этапа (первых трех матчей) возможен и другой вариант - с полуфиналами: 4) победители матчей 1) и 2) между собой, 5) А - победитель матча 3). 6) - победители матчей 4) и 5). Тоже 6 игр, с игрой за 3-4 место - 7 игр.
6 команд
В круг - 15 игр, каждая команда проводит по 5 игр. Такое количество матчей при желании вполне реально провести в течение дня: это займет 10-12 часов (расклад приводится для 3-х сетовых поединков). В этом случае - главное правильно спланировать проведение матчей. Однако желательно ограничиться 3-4 играми в день для каждой из команд, поскольку большее их количество может привести к потере интереса к игре (усталость, долгие перерывы между играми).
Если времени полный день, то удобнее сформировать 2 подгруппы по 3 команды с полуфиналом и финалом (9 игр - около 6 часов, если нет матчей за 5-6 и 3-4 места; если такие игры есть, то матчей 11).
Можно также ограничиться стыковыми матчами между командами, занявшими одинаковые места в группах. Это также займет 9 игр и около 6 часов времени. При этом первую группу составят нечетные по рейтингу команды (1, 3, 5), вторую - четные (2, 4, 6).
Если времени полдня: то наивысшие по рейтингу (А и Б) в первом туре отдыхают, а играют В-Е, Г-Д. Проигравшие (например, Д-Е) - за 5-6 места. Победители в парах - играют с первыми двумя командами: например, А-Г, Б-В. Проигравшие за 3-4, победители - за 1-2 места (7 игр; если не играть за 5-6 и 3-4 места, то 5 игр).
Если команд больше 6, то из соображений экономии времени следует поделить команды на подгруппы по 3 или 4 команды.
В любом случае всегда следует выбирать такую систему, чтобы она не приводила к потере интереса и оказывалась оптимальной для тех конкретных условий, в которых проводится турнир.